"Я бы не хотел пораженчески умолкнуть перед вопросом, может ли вообще публика хотеть чего-то достойного. К этому её нужно подвести — с помощью её самой и одновременно вопреки ей самой. Долгосрочным условием для этого было бы воспитание, пока есть время. Когда культурная индустрия уже завладела детьми и подростками, чтобы инфантилизировать целое, нужно противодействовать этому на уроках вроде обществоведения. Опираться следовало бы на то, что в Америке называют sales resistance, то есть на чувство отвращения к тому, чтобы позволять себя облапошивать, прикидываясь дурачком. Школьный класс, которому бы разок на экране продемонстрировали, что представляет собой, например, воспроизводящаяся на протяжении многих серий телевизионная семья, стал бы, пожалуй, менее уязвимым. Наверное, можно было бы также, с тем же намерением, сформировать что-то вроде телевизионных организаций, но не по образцу клубов любителей кино или джаза, которые пережевывают предложенный ассортимент, а с целью критики: они бы настаивали на том, чтобы им не предлагали просчитанного идиотизма. В Германии в нынешней ситуации они должны были бы заботиться и о том, чтобы из-за культурного централизма не урезали возможности для отличающегося, которые здесь пока сохранились и оправдали себя везде, даже в политике. Такие организации нуждаются, пожалуй, прежде всего в специалистах-критиках, которые бы сообщали им познания, утаиваемые от них бесперебойно функционирующей системой культурной индустрии. Однако они должны были бы быть достаточно гибкими, чтобы не просто повторять, что подскажет им авангард, но чтобы в живом контакте с ним развивать из самих себя спонтанные силы." Теодор Адорно, «Публика может хотеть?». 1963

Теги других блогов: воспитание культура телевидение